Підтримуємо Україну у ці важкі для нашої країни дні

вул. Данила Щербаківського, 9А

Київ/Нивки

  • Вінниця
  • Дніпро
  • Запоріжжя
  • І.-Франківськ
  • Кам'янець–Подільській
  • Київ/Нивки
  • Київ/Поділ
  • Львів
  • Миколаїв
  • Одеса
  • Полтава
  • Харків

Эриугена


Иоанн Скот Эриугена

(810 – 877)

Выдающийся философ и один из первых схоластов, толковавших христианское учение в духе неоплатонизма.

Биография

Иоанн Скот Эриугена, происходивший из знатного шотландского рода, родился в Ирландии в 810 году. Во Францию он был приглашен епископом Реймса и Лиона для перевода с греческого на латинский язык Ареопагитик. Своим ученым дарованием он привлек внимание короля Карла Лысого и в 847 году был призван ко двору для руководства придворной школой. Мистицизм Псевдо-Дионисия оказал на него огромное влияние. Мысль о мире и Боге у Ареопагита была пронизана неоплатонизмом, что заставило Эриугену пересмотреть многие положения в ортодоксальном христианстве. Заслугой Эриугены как схоласта является то, что он включает семь свободных искусств в контекст теологии. В 865 году он пишет свой главный трактат “О разделении природы”, где излагает свои мысли о природе Бога. Его труды были впоследствии (в 1050 и в 1225 годах) осуждены Церковью как еретические, поскольку Бог не рассматривается в них как абсолютная Личность.

Основные произведения

“О предназначении”

“О разделении природы”

Основные идеи

О вере и разуме
Для Эриугены диалектика является Божественным искусством, инструментом познания реальности и восхождения к Богу. Он отказывается от мнения ортодоксов, что откровение выше разума, хотя не оспаривает идею, что Библия христиан инспирирована Богом и задача мудреца - найти тайный смысл в Святом Писании:

“Истинная философия не что иное, как религия, а подлинная религия - это правдивая философия”. Философ считает, что в любом случае разум выше веры и авторитета святых Отцов. Следует больше доверять разуму, ибо только так божественный свет Откровения находит самого себя в человеке: “Никто не восходит на небо иначе, чем через философию”.

О Боге
По определению Эриугены, Природа несотворенная и творящая - это Бог, который нам не явлен. Бог послужил Началом всего, Причиной всего, что было создано. Он есть исходная и конечная точка. Эриугена пишет: “Богу совечно и сосущностно Его созидание. Для Бога нет различия между Его бытием и Его деланием, а Его бытие и есть в то же время созидание”. Он существует как Сущность всех вещей, то есть Бог есть во всем.
Бог как основная природа недоступен нашему пониманию. И единственный способ познать его — это познавать Его проявления, теофанию, которую он находит в человеке как порождение божественного. Согласно Эриугене, теофания - это нисхождение Бога к человеку с тем, чтобы человек мог возвратиться к Богу.

О познании
Призвание человека с момента своего возникновения - уподобиться Сыну Божьему, который воплотился, чтобы указать дорогу назад. “Важнейший и едва ли не единственный путь к познанию истины — сначала возлюбить и познать самое человеческую природу. Ведь если человеческая природа не ведает, что совершается в ней самой, — как она хочет знать то, что обретается превыше нее?” Эриугена был сторонником того, что каждый мыслящий христианин должен познавать мир, т.е. становиться философом.

О человеке и его природе
Сущность человека - его душа, ее инструмент - тело: “Тело наше, но мы не тело”. Бог предопределяет человека к свободе, а человек сам выбирает между добром и злом. Особенностью позиции Эриугены было то, что он не соглашался с идеей “вечного ада”, так как ничего вечного не бывает, а значит, страдания должны иметь предел, и в этом смысле ошибки человеческие исправимы и искупаемы. Вечным может быть только райское, так как оно связано с Божественным, а все, что относится ко злу, не имеет права на существование, потому что является лишь тенью добра.

Цитаты

Истинный авторитет не противоречит правильному разуму, так же как правильный разум — истинному авторитету. Ведь не может быть сомнения, что оба проистекают из одного и того же источника, а именно из божественной мудрости.

•••

Я не настолько запуган авторитетом и не до такой степени робею перед натиском малоспособных умов, чтобы не решиться открыто провозгласить положения ясно составленные и без всякого сомнения определенные истинным разумом, в особенности же когда приходиться рассуждать о таких материях только среди мудрых, для которых нет ничего сладостнее, нежели внимать истинному разуму.

•••

Но разве рассуждать о философии — это не то же самое, что изъяснять правила истинной религии, посредством которой первую и высшую причину всех вещей — Бога — и смиренно почитают, и разумно исследуют? Итак, истинная философия есть истинная религия и, обратно, истинная религия есть истинная философия.

•••

Важнейший и едва ли не единственный путь к познанию истины — сначала познать и возлюбить самое человеческую природу…

•••

Ведь если мы не желаем познать и исследовать самих себя, это очевидным образом означает, что у нас нет стремления возвратиться к тому, что превыше нас, а именно к нашей причине; и через это нам придется лежать в плотском гробе материи и в той смерти, которая есть невежество.

•••

Когда мы слышим, что Бог все создал, мы должны понимать под этим не что иное, как то, что Бог есть во всем, т.е. что он существует как сущность всех вещей.


Литература

1. Антисери Д. и Реале Дж. Западная философия от истоков до наших дней. Античность и Средневековье. – СПб., 2001.
2. Антология мировой философии в 4-х томах, т.1, часть 2 , «Мысль», М., 1969.