Підтримуємо Україну у ці важкі для нашої країни дні

вул. Данила Щербаківського, 9А

Київ/Нивки

  • Вінниця
  • Дніпро
  • Запоріжжя
  • І.-Франківськ
  • Кам'янець–Подільській
  • Київ/Нивки
  • Київ/Поділ
  • Львів
  • Миколаїв
  • Одеса
  • Полтава
  • Харків

Ангкор


Ангкор — давня святиня та гордість «народу Камбу» — був основним претендентом на роль столиці нової держави


Длительная, но героическая борьба сиамцев за свободу собственного народа в конце концов увенчалась успехом. Ангкор — древняя святыня и гордость «народа Камбу» — был основным претендентом на роль столицы нового государства. Но, все же, предпочтение отдали Пном-Пеню. Однако Ангкор остается своего рода визитной карточкой Камбоджи, ведь на государственном флаге в центре изображен Ангкор-Тхом, один из семидесяти двух храмов великого Ангкора.

Ангкор-Ват... Как это нередко бывает, местное название отличается от общепринятого. И то, что мы называем Ангкор-Ват, сиамцы зовут Нокорват. Фундаментальная наука посчитала его искаженным санскритским словом «нагара», откуда и берет начало довольно тривиальная трактовка Ангкор-Вата как «города». Ученый Грэм Хэнкок предлагает свою, более интересную и интригующую, версию: Ангкор — это слегка искаженное «анхгор», что на древнеегипетском значит «бог Гор жив». Может быть, действительно существует какая-то связь между Древним Египтом и Камбоджей — связь через сотни километров и сотни лет?..

 

Легенды, история

Об Ангкоре не забывали никогда. Однако в Европе лавры первооткрывателя отдали французу Анри Муо в XIX веке во время волны географических открытий. В своих записках и статьях он неоднократно ссылался на других исследователей, но в Европе предпочли закрыть глаза на эти упоминания, и всю славу первооткрывателя отдали ему.

В целом же история Ангкора представляется такой. В 800 г. н. э. в Камбоджу приплывает принц Джаяварман ІІ и находит родину в трясине беззакония и анархии. Джаяварман с самого начала ведет себя как человек, действующий по определенному плану. Ему приходится заново завоевывать все королевство, но с объединением Камбоджи его деятельность не заканчивается. В 802 г. он проходит церемонию посвящения в «богоцари» (дэвараджас), после чего отправляется в путешествие «длиною в жизнь». На своем пути он строит храмы — на месте старых, но уже к его времени разрушенных. Его путь не был случаен — он долгие годы кружит, словно ястреб, вокруг будущего центра Ангкора. Строительство не закончилось и после его смерти. Вплоть до 1220 г. (более четырехсот лет), до смерти Джаявармана VII строятся храмы Ангкора, которых в конце концов оказалось 72. Видимо, с постройкой последнего из них великий план завершается, и строительство заканчивается.

фрагмент надписи

Согласно же мифологии, камбоджийская цивилизация была основана полубогами Каундиньей и Камбу. Они порознь прибыли к берегам Камбоджи из-за моря, и женились на дочерях короля Нага. От Камбу пошел род, называвший себя Детьми Камбу, или Камбоджей.

В воспоминаниях португальца Диого до Куто предложена своя, авторская, версия постройки Ангкора. Он прочитал санскритские надписи на стенах города, которые, по его версии, содержат сведения, что Ангкор был построен «по приказу двадцати королей» и «семь веков спустя оно было освящено». Наверное, это — единственные записи о непосредственном строительстве храмов, потому что все остальные описывают уже построенный храм.

Факты, гипотезы

Самыми грандиозными из всех храмов Ангкора являются Ангкор-Ват и Ангкор-Тхом. Ангкор-Ват состоит из пяти расположенных один внутри другого прямоугольников. Их короткие стороны обращены точно на север и юг: согласно новейшим топографическим измерениям, «абсолютно без погрешности». Длинные стороны столь же точно ориентированы на восток и запад (погрешность 0,75 градуса).

«Первый, наружный из прямоугольников, который можно увидеть с высоты птичьего полета, — ров.» Его внешний край имеет протяженность 1300 метров с юга на север и 1500 метров с востока на запад. Его котлован шириной 190 метров имеет стены из красного песчаника, причем плиты уложены с такой точностью, что максимальная погрешность по всему периметру (5,5 километра) составляет всего сантиметр.

 

Главный вход в Ангкор-Ват расположен с западной стороны комплекса. К нему ведет выложенная огромными плитами дорога длиной 347 метров и шириной 9,4 метра; она пересекает ров и ныряет в массивные ворота, встроенные в стену. Эта стена образует второй по счету прямоугольник размером 1025х800 метров.

Мостовая идет дальше на восток, мимо лужаек, вспомогательных построек и поблескивающего пруда, пока не поднимется на крестообразную террасу, ведущую в нижнюю галерею собственно храма. Это — третий из пяти прямоугольников, видимых с высоты птичьего полета. Здесь тоже все отличается высочайшей точностью планировки и строительства: например, длины северной и южной стен составляют 202,14 метра.

На четвертом уровне гигантской центральной пирамиды Ангкор-Вата, мы встречаемся с той же прецизионной точностью. Длина северной и южной стен составляет соответственно 114,24 и 114,22 метра.

У пятого и последнего прямоугольника, роль которого играет последний уровень пирамиды (высота 65 метров от мостовой на входе), длина северной стены составляет 47,75 метра, а южной — 47,79 метра. Согласно исследованию, результаты которого были опубликованы в журнале «Сайенс», эти мизерные отличия, составляющие «менее 0,01 процента», свидетельствуют о «потрясающей степени точности», которую обеспечивали древние строители.» (Г. Хэнкок, С. Файя. «Зеркало небес».)

На север от Ангкор-Вата, меньше, чем в 2 километрах впереди, в поперечном направлении почти на 5 километров протянулся южный край еще одного огромного рва. Внутри него находится квадратный остров, по периметру которого высится тоже квадратом 12-метровая стена, каждая из сторон которой тянется на 4 километра, то есть их общая протяженность достигает 16 километров. Внутрь ее ведут пять ворот и пять мощеных дорог, вдоль которых выстроились мощные каменные фигуры, изображающие людей, тянущих громадного каменного змея Нага, мифическую кобру с капюшоном. Оно носит имя Ангкор-Тхом, и в его состав входит три довольно примечательных храма — Фимеанакас, Бафуон и Байон. Каждая из этих построек имеет форму пирамиды, причем Фимеанакас («Дворец Неба») расположен к северо-западу от центра сооружения, а Бафуон («Башня из бронзы») — в 200 метрах к югу от него. Третий храм, Байон («Отец Янтры»), поставлен точно в геометрическом центре Ангкор-Тхома. (Там же.)

Вышеупомянутая погрешность в 0,75 градуса при строительстве стен Ангкор-Вата является неслучайной. Она позволяет наблюдать восход Солнца за три дня до раноденствия и через три дня после него. Вот как это явление описывается в журнале «Сайенс»: «В день весеннего равноденствия наблюдатель, стоящий на южном краю первого отрезка дороги (прямо перед входом в западные ворота), мог видеть, как солнце встает прямо над макушкой центральной башни Ангкор-Вата. Тремя днями позже восход Солнца прямо над центральной башней можно наблюдать уже с середины дороги, ведущей к западным воротам... Это точное наблюдение солнца в день весеннего равноденствия чрезвычайно важно.» (Там же.)

На одной из стел, установленных Джаяварманом VII после строительства Ангкор-Тхома, была найдена надпись: «Страна Камбу (Камбоджа) подобна небу». Возникает вопрос, существовала ли в Камбодже подобная египетской корреляция неба и земли. Ответ на него в 1996 г. нашел Джон Григсби: он сделал открытие, что главные сооружения Ангкора моделируют спираль Дракона. Однако моделирование это не совсем точное. Расстояния между храмами пропорциональны расстояниям между звездами, но взаимное расположение храмов, т. е. углы между отрезками, соединяющими храмы, не повторяет в точности картину на небе. Вдобавок нужно отметить, что Ангкор — не проекция созвездия Дракона на земную поверхность, а проекция целого участка неба вокруг Дракона, включающая несколько звезд из Северной короны, Малой и Большой медведиц, Денеб из Лебедя. Вспомним, что и в Египте изображение звездного неба не завершается поясом Ориона, а все сакральные места воспроизводят тот или иной участок неба вдоль Млечного Пути.

Ученый Грэм Хэнкок задался целью установить дату, когда картина неба соответствовала данному расположению храмов в Ангкоре. В результате проведенного исследования он приходит к выводу, что это — рассвет весеннего равноденствия в 10500 г. до н. э. Ни у кого не вызывает сомнений тот факт, что Ангкор действительно был построен между IX и XIII вв., однако откуда могли знать подданные камбоджийских королей картину неба более 10000 лет назад, ведь к их времени прецессия уже спрятала за горизонт часть проецируемой картины. Известно, что Ангкор строился на остатках более древних, но уже разрушенных строений, но не известно, когда были построены те. Впрочем, уже они проецировали созвездие Дракона.

Отдельное место во всей композиции занимает Ангкор-Тхом. Внутри него стоят 54 башни, на каждой — четыре лица Будды, смотрящих в разные стороны света. Всего 216 лиц. Зрелище настолько впечатляет, что другой француз, писатель Поль Клодель, после посещения Байона описал его как «одно из самых проклятых и зловещих мест». Клодель был ярым католиком, поэтому неудивительно, что святыня иной религии вызвала в нем враждебные чувства, однако сила этого чувства, а также то, что он «вернулся больным», говорит о необыкновенной и великой духовной силе, пронизывающей Байон. В Драконе нет такой звезды, которая бы проецировалась на Ангкор-Тхом. На самом деле Ангкор-Тхом и его центр — Байон — проецируют северный полюс эклиптики. Вследствие прецессии нет единственной звезды, которая бы в любую эпоху или эру показывала бы точно на север. Вместо этого мы имеем целое кольцо звезд, в нем — Полярная, Тубан, Вега, Денеб. Все они по очереди занимают место над северным полюсом нашей планеты, один раз за примерно 26 тысяч лет. Центр этой окружности и есть северный полюс эклиптики. Он отмечен на всех астрономических картах, но звезды, которая позволила бы увидеть его без карты, нет. И как раз на том месте, где нет звезды, есть Ангкор-Тхом и Байон.

Наверное, этот факт и лег в основу гипотезы Джорджо де Сантильяны и Герты фон Дехехенд, что весь Ангкор — это огромная модель прецессии. В ее пользу говорят и следующие факты: на Ангкор-Вате изображено, как 108 наг тянут в две стороны (54 на 54) огромный волчок; 216 лиц будды в Байоне, а 216 — в 10 раз меньше, чем продолжительность одной прецессионной эры (2160 лет); 108 — 216, разделенное на два; количество храмов (72) — количество лет, за которые первая точка Овна смещается на один градус, или продолжительность цикла прецессии, поделенная на 360. Удивительно, что Ангкор находится на 72° восточнее, чем плато Гизы, на котором тысячелетия стоят египетские пирамиды.